Для родителей! Гиперактивные дети

СДВГ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ И САМОКОНТРОЛЬ 

У детей с СДВГ «слабых мест» немало, и одно из них – проблема с самоконтролем. А ведь именно самоконтроль - один из базисных инструментов для получения знаний или обучения чему-либо. Он просто необходим для того, чтобы научиться учиться. 

В истории известно немало знаменитых людей, внесших вклад в науку и искусство, не имея при этом образования, полученного классическим образом. Эти люди образовывали себя сами, они – талантливые самоучки. У них иной взгляд на мир, иной подход к научному видению и изысканиям. Они часто оказывались непонятыми и не принятыми своим окружением. Тем не менее что-то двигало ими и позволяло делать великие открытия и достигать невиданных высот. И это «что-то» – самоконтроль!

Если к человеку относятся с пренебрежением, не верят в его талант и самообразование, то ни мотивация, ни сила воли в продвижении ему не помогут. В большей степени сила воли помогает в выживании. Для обучения и создания чего-либо необходима концентрация, последовательность и самоконтроль – настоящий источник энергии. 

Нейробиологи считают разные участки мозга зонами формирования планирования и осознанности, которые ведут к самоконтролю. Современная наука шагнула дальше и определила, что причислять к различным поведенческим реакциям отдельные зоны мозга нет смысла. Сегодня считают, что мозг не имеет строго независимых и отдельных зон, а обладает всепроникающей функцией. Выходит, что делать акцент на конкретных зонах мозга и по ним составлять неблагоприятные прогнозы необъективно. Из-за такого подхода совершенно несправедливо «ставили крест» на многих людях. 

Поведенческая наука утверждает, что мозг гибкий и способен непрестанно учиться, но для этого необходимы конкретные действия, поступки и дела, т.е. активность. Пассивность же может погубить самый крепкий и здоровый мозг. И самоконтроль формируется только благодаря активности, а не каким-то физическим составляющим мозга. 

Что происходит, например, когда человек обучается в вузе? Он постоянно находится под контролем образовательной системы, что заполняет все его свободные часы. На «самостоятельность» времени уже не хватает, тем самым ограничивается осознанность изучаемого предмета. Таким образом, большинство не рождает ничего нового, а только тиражирует уже созданное кем-то. 

Кстати, все это очень похоже на процесс воспитания. У родителей имеется собственный опыт, который они хотят передать своим детям. А у детей под давлением этой «передачи» нет времени, чтобы получить опыт собственный. Не забудьте, что около ребенка могут быть еще и бабушки с дедушками, другие близкие родственники, воспитатели и учителя, и у всех у них есть собственный опыт, который они пытаются передать. Детям остается только копировать все это множество опытов, но не остается времени даже на его систематизацию. Это приводит к побочному эффекту стирания границ между пользой и вредом. И вот результат: какое-то время назад решить проблемы воспитания считалось вполне обычным делом, а сегодня для этого нужно посещать психолога. 

Человечество накопило огромный культурный опыт, но он почему-то не помогает современным детям самостоятельно учиться. Во-первых, неверно составлено решение, каким образом, как, и кем будут определяться вопросы обучения (и все это с позиции взрослого). Во-вторых, никогда не было целью отпустить процесс обучения под самоконтроль учеников, а поведенческие технологии самоконтроля не были и разработаны. В-третьих, растет негативное влияние на самоконтроль огромного, и все увеличивающегося, пространства отвлечения – гаджеты, световые и звуковые объекты, информационные стенды и т.п.  

Самоконтроль – это осознанное следование запланированным действиям. Не достаточно только думать правильно, следует проявлять активность. 

Жизнь – это постоянное движение, и на фоне этого человек непрерывно чему-то обучается. Но, как бы ни был непрерывен этот процесс, он находится под ограничением времени. Каждое движение имеет определенную длительность. Живой же организм действует по законам сохранения энергии, т.е. он старается тратить силы на такую активность, которая приведет к затрате наименьшего бюджета времени. То, что человек умеет делать хорошо и легко, дается ему с меньшими затратами энергии и времени, и приносит наибольшее удовольствие.

Самоконтролю ваших детей можно обучить, контролируя их поведение. 

📌 выберите, особенно насыщенный событиями, день и составьте список мест, где вы были, и действий, которые вы совершали с ребенком.
📌 отметьте время, которое ребенок потратил на деятельность, или на посещение конкретных мест.
📌 определите время, которые вы хотели бы потратить на эти действия (сократить, увеличить).
📌 составьте таблицу из двух столбцов, в которые будут вписаны места и деятельность, представляющие важность для жизни, быта, развития, формирования новых умений и т.п. В одном столбце список нелюбимых мест и нелюбимой деятельности. А во втором – то, что приносит удовольствие и ребенок делает это по собственной инициативе, так называемая, мотивационная деятельность. 
📌 нарисуйте круг, разделив его на сегменты, куда вы впишете все места и действия по порядку и проставите затраченное время «от» и «до», как на часах.

Все это должно помочь вам сбалансировать время между мотивационной деятельностью и деятельностью, которая удовольствия не приносит, но очень важна и полезна. 

В идеале, вы должны стремиться следовать этом алгоритму траты времени на то, что ребенку приятно и то, что ему крайне необходимо для развития, ухода за собой и пр.

С уважением, Лора Закон.
Руководитель Международного центра DARON
Методист Международной Ассоциации Дейвиса




СДВГ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ И САМОКОНТРОЛЬ 

У детей с СДВГ «слабых мест» немало, и одно из них – проблема с самоконтролем. А ведь именно самоконтроль - один из базисных инструментов для получения знаний или обучения чему-либо. Он просто необходим для того, чтобы научиться учиться. 

В истории известно немало знаменитых людей, внесших вклад в науку и искусство, не имея при этом образования, полученного классическим образом. Эти люди образовывали себя сами, они – талантливые самоучки. У них иной взгляд на мир, иной подход к научному видению и изысканиям. Они часто оказывались непонятыми и не принятыми своим окружением. Тем не менее что-то двигало ими и позволяло делать великие открытия и достигать невиданных высот. И это «что-то» – самоконтроль!

Если к человеку относятся с пренебрежением, не верят в его талант и самообразование, то ни мотивация, ни сила воли в продвижении ему не помогут. В большей степени сила воли помогает в выживании. Для обучения и создания чего-либо необходима концентрация, последовательность и самоконтроль – настоящий источник энергии. 

Нейробиологи считают разные участки мозга зонами формирования планирования и осознанности, которые ведут к самоконтролю. Современная наука шагнула дальше и определила, что причислять к различным поведенческим реакциям отдельные зоны мозга нет смысла. Сегодня считают, что мозг не имеет строго независимых и отдельных зон, а обладает всепроникающей функцией. Выходит, что делать акцент на конкретных зонах мозга и по ним составлять неблагоприятные прогнозы необъективно. Из-за такого подхода совершенно несправедливо «ставили крест» на многих людях. 

Поведенческая наука утверждает, что мозг гибкий и способен непрестанно учиться, но для этого необходимы конкретные действия, поступки и дела, т.е. активность. Пассивность же может погубить самый крепкий и здоровый мозг. И самоконтроль формируется только благодаря активности, а не каким-то физическим составляющим мозга. 

Что происходит, например, когда человек обучается в вузе? Он постоянно находится под контролем образовательной системы, что заполняет все его свободные часы. На «самостоятельность» времени уже не хватает, тем самым ограничивается осознанность изучаемого предмета. Таким образом, большинство не рождает ничего нового, а только тиражирует уже созданное кем-то. 

Кстати, все это очень похоже на процесс воспитания. У родителей имеется собственный опыт, который они хотят передать своим детям. А у детей под давлением этой «передачи» нет времени, чтобы получить опыт собственный. Не забудьте, что около ребенка могут быть еще и бабушки с дедушками, другие близкие родственники, воспитатели и учителя, и у всех у них есть собственный опыт, который они пытаются передать. Детям остается только копировать все это множество опытов, но не остается времени даже на его систематизацию. Это приводит к побочному эффекту стирания границ между пользой и вредом. И вот результат: какое-то время назад решить проблемы воспитания считалось вполне обычным делом, а сегодня для этого нужно посещать психолога. 

Человечество накопило огромный культурный опыт, но он почему-то не помогает современным детям самостоятельно учиться. Во-первых, неверно составлено решение, каким образом, как, и кем будут определяться вопросы обучения (и все это с позиции взрослого). Во-вторых, никогда не было целью отпустить процесс обучения под самоконтроль учеников, а поведенческие технологии самоконтроля не были и разработаны. В-третьих, растет негативное влияние на самоконтроль огромного, и все увеличивающегося, пространства отвлечения – гаджеты, световые и звуковые объекты, информационные стенды и т.п.  

Самоконтроль – это осознанное следование запланированным действиям. Не достаточно только думать правильно, следует проявлять активность. 

Жизнь – это постоянное движение, и на фоне этого человек непрерывно чему-то обучается. Но, как бы ни был непрерывен этот процесс, он находится под ограничением времени. Каждое движение имеет определенную длительность. Живой же организм действует по законам сохранения энергии, т.е. он старается тратить силы на такую активность, которая приведет к затрате наименьшего бюджета времени. То, что человек умеет делать хорошо и легко, дается ему с меньшими затратами энергии и времени, и приносит наибольшее удовольствие.

Самоконтролю ваших детей можно обучить, контролируя их поведение. 

📌 выберите, особенно насыщенный событиями, день и составьте список мест, где вы были, и действий, которые вы совершали с ребенком.
📌 отметьте время, которое ребенок потратил на деятельность, или на посещение конкретных мест.
📌 определите время, которые вы хотели бы потратить на эти действия (сократить, увеличить).
📌 составьте таблицу из двух столбцов, в которые будут вписаны места и деятельность, представляющие важность для жизни, быта, развития, формирования новых умений и т.п. В одном столбце список нелюбимых мест и нелюбимой деятельности. А во втором – то, что приносит удовольствие и ребенок делает это по собственной инициативе, так называемая, мотивационная деятельность. 
📌 нарисуйте круг, разделив его на сегменты, куда вы впишете все места и действия по порядку и проставите затраченное время «от» и «до», как на часах.

Все это должно помочь вам сбалансировать время между мотивационной деятельностью и деятельностью, которая удовольствия не приносит, но очень важна и полезна. 

В идеале, вы должны стремиться следовать этом алгоритму траты времени на то, что ребенку приятно и то, что ему крайне необходимо для развития, ухода за собой и пр.

-----------------------------------------------------------------------------------




Перед тем как начать читать рекомендации- я вам напомню, что ваши дети самые лучшие дети!

Правила работы с гиперактивными детьми

  • Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  • Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  • Делить работу на более короткие и частые периоды, использовать физминутки.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Использовать тактильный контакт( элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Давать короткие, четкие и конкретные инструкции
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Предоставить ребенку возможность выбора.
  • Договориться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  • Оставаться спокойным. 

  • Практические советы родителям

    • Необходимо следить за психологическим микроклиматом в семье: избегать возможных конфликтов между взрослыми.
    • Проводить как можно больше времени с ребёнком.
    • Организовать жизнь ребенка так, чтобы она действовала на него успокаивающе.
    • Чаще отмечать и хвалить усилия ребенка, даже если его результаты далеки от совершенства.
    • Ограничить посещение крупных магазинов, кафе, рынков и гостей.
    • Следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления.

  • « Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком

    • Отвлечь ребенка от капризов;
    • Поддерживать дома четкий распорядок дня;
    • Задать неожиданный вопрос;
    • Отреагировать неожиданным для ребенка образом( пошутить, повторить действия ребенка);
    • Не запрещать действие ребенка в категоричной форме;
    • Не приказывать , а просить ( но не заискивать);
    • Автоматически , одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу ( нейтральным тоном);
    • Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
    • Оставить в комнате одного,(если это безопасно для его здоровья);
    • Не настаивать на том, чтобы ребенок во чтобы то ни стало принес извинения;
    • Не читать нотаций( ребенок все равно их не услышит);
    • Выслушать то, что хочет сказать ребенок ( в противном случае он не услышит вас)


Комментариев нет:

Отправить комментарий